Мадагаскар – страна вашего детства

11.12.2019

Наш подписчик Женя Кузнецов съездил в Мадагаскар, по пути посмотрел Катар и Кению и делится своим опытом. Женя ведет свой блог, который вы можете почитать здесь: jenja.life

Часть 1. Подготовка

Раздел 1. Почему?

Давным-давно, в 1986, 87 или 88 году, я первый раз услышал это название – «Мадагаскар». То ли в сказке на детской синенькой гибкой пластинке, вложенной в журнал «Колобок», то увидел и прочитал на страницах журнала «Кругозор». Кроме самого названия, и того, что там есть удивительные животные, и жаркое-жаркое солнце, ничего больше в голове не отложилось. Но в душу запало.
И вот прошло время, появилась возможность, и стоимость билетов перестала быть ужасающей (то есть сопоставимой с пятью зарплатами). Первый раз осознанно искал билеты туда году в 2014, и тогда они стоили под 100к рублей.
Новостей оттуда к нам не доносится, происшествий крупных нет, и в общем, по «информационному сродству к РФ» страна аналогична Папуа-Новой Гвинее. И совершенно так же, как и Гвинею, Мадагаскар не посещал никто из моих многочисленных знакомых. А это неплохая такая ачивка к ЧСВ.

Раздел 2. Хитрый план такой хитрый

Первый натиск на гугл по ключевым словам «Что посмотреть на Мадагаскаре» дал мне уверенность в том, что надо посетить следующие места:
— Аллея баобабов
— Окрестности Антананариву (зáмки, музей пиратов, etc). Здесь и далее Антананариву = Тана (так её называют местные жители)
— Парк лемуров
— Дождевой лес с дикими лемурами – парк Андазибе-Мантадиа
— Парк хамелеонов
— Мозамбикский пролив (часть Индийского океана между Африкой и Мадагаскаром)
— Тоамасина (город с другой стороны острова, Индийский океан)
— Цинги-де-Бемараха – каменный лес
— Нуси-бе – волнительной чистоты и красоты островки и пляжи около северной оконечности Мадагаскара

Но, как водится, длительность отпуска, финансы (и ещё кое-что, но об этом позже) внесли свои коррективы. Три последних пункта пришлось вычеркнуть. Маршрут получился таким:

Раздел 3. Подготовка. Прививки

«Подготовка к отпуску начинается, когда выбираешь, от какого набора лихорадок сделать прививки».

По ключевым словам «прививки Мадагаскар» поисковики любезно сообщают, что на острове присутствуют (а кое-что прямо бушует):
— жёлтая лихорадка
— ВИЧ
— холера
— чума
— оспа

По некоторому размышлению было принято решение: прививку от жёлтой лихорадки сделать за три недели до поездки (минимум – 10 дней), а для профилактики ВИЧ к местному населению женского полу не то что не подходить, а даже рассматривать через два презерватива и издалека. От оспы, как и любой советский школьник, я был привит в довольно раннем возрасте.
От чумы и холеры было решено взять антибиотик (по рецепту) Доксициклин. По словам доктора, он входит в обязательный ассортимент аптечки военных, как убивающий наповал почти всё пакостное, в том числе простейших/амёб/etc в не самой чистой воде. Стоит копейки.
Прививка от жёлтой лихорадки стоит (лето 2019 г.) около 2500 руб, делается под лопатку, не очень болезненно. Выдаётся свидетельство международного образца – оно требуется при пересечении многих африканских границ.
Детям, разумеется, хорошо бы полный комплект прививок.

Раздел 4. Подготовка. Вещи

В список обязательных вещей в багаж на этот раз решил взять powerbank на 20000 mAh и две рации, так как со связью на острове не очень. Забегая вперёд: powerbank пригодился, рации не пригодились.
На форумах пишут, что в камуфляжной одежде лучше не светиться в Кении и других активно постреливающих африканских странах. Но у меня были серые камуфляжные футболки, и по ощущениям никто внимания не обращал. Т.е. в туристических местах всем оносительно поровну. Но имейте в виду всё же.

Раздел 5. Подготовка. Аренда машины

Машины в аренду на Мадагаскаре предлагают ровно четыре интернет-агрегатора, и по ощущениям, работают они ровно с одной и той же конторой в Тане. Разброс в стоимости у них был в районе 10-20 долларов при стоимости аренды на 10 дней:
— малолитражка 500 $
— грузовичок (VW Transporter) 750 $
— дзып (класса land Cruiser) 900 $

Также (см выше картинку) машины сдаются в аренду только с водителем, малолитражкам за пределы города выезжать нельзя, и каждую ночь водитель прячет машину на охраняемую парковку.
Что такое аренда с водителем на Мадагаскаре в итоге:
— в договоре аренды прописано, что эксплуатировать машину ты можешь не более 12 часов подряд в сутки. В нашем случае это было с 7 утра до 7 вечера.
— водитель = механик = охранник = гид. Хотя нам не повезло, водитель по-английски знал всего два десятка слов.
— водитель ночует в машине или у родственников — если они у него есть в той местности, куда вы едете.
— водитель есть тогда, когда вы остановитесь на обед. И если вы остановитесь на обед.
— бензин не входит в стоимость аренды, вы заправляете машину самостоятельно
— если хорошо попросить водителя, то можно управлять машиной самому, но не в городах. В городах х̶а̶о̶с̶ движение (см ниже).

Раздел 6. Подготовка. Аренда жилья

С жильём всё прозаично – и букинг, и аирбнб, и другие агрегаторы вполне себе тут есть. Полную раскладку по ценам см. в конце статьи, но в среднем 500-1000 руб. за двухместный номер.
Ах, да, тут тоже в полный рост присутствует принцип хозяев «сфоткаю комнату на объектив фиш-ай, будет казаться больше».

Часть 2. В путь!

Раздел 7. Катáр, Дóха

Qatar Airways – моё уважение. Хорошая еда, почти безлимитный алкоголь в эконом-классе, и общая обстановка/обслуживание намекают, что это реально одна из самых богатых и дорогих авиакомпаний мира.

Если вы летите транзитом, то виза в Катар не нужна. Однако, если пересадка предусматривает ночёвку вне аэропорта, озаботьтесь распечатками брони отеля с букинга – пограничные стражи бдят. На контроле сидят как мужчины (обслуживают только местных), так и женщины (всех остальных).
Местную валюту – риал – можно снять в банкомате аэропорта, с небольшой комиссией. Также почти везде принимают карточки.

И если пересадка больше 6 часов, рекомендую съездить на экскурсию в город. В аэропорту ищите Turist Information, там будет и расписание, и касса, где можно купить билеты. Первая экскурсия отправляется около восьми утра, обратно приезжаете около полудня.

Августовская Дóха дружелюбно встретила нас утренней температурой +60 на взлётном поле и утренними же +43 в городе. Воздух при этом вполне себе морской и влажный. При этом некоторые люди – не арабы, разумеется – ухитряются совершать пробежки в этой духовке на набережной.
Экскурсия состоит из (Залив-набережная Doha Pearl) + (Культурная деревня) + (Рынок). Набережная открывает Доху во всей красе – это Москва-сити посреди пустыни. Что до культурной деревни, то это совершеннейший новодел с закосом под старину. А вот восточные ̶с̶л̶а̶б̶о̶с̶т̶и̶ сладости на рынке – это да, это амнямням и ум-цу-цум. Также на рынке есть оригинальные памятнички.

Особый респект бесплатным комнатам отдыха в аэропорту Дохи (Quiet room). Комфортные лежаки, WiFi, розетки, красота.

Раздел 8. Кения, Найрóби

Kenya airways – в ногу со временем! В ролике, который показывают на борту, содержится просьба выключить тетрис, CD-плеер и Nokia N60. Освежающие салфетки на взлёте выдают не в индивидуальной упаковке каждому, а вынимают пинцетом на ходу из общей большой упаковки и так раздают.

  

Виза в Кению стоит (лето 2019) 50 $, транзитная 40 $. И ту, и другую можно оформить онлайн. Для людей с оформленной и распечатанной визой в аэропорту есть отдельные очереди.
Кенийские шиллинги можно как снять в банкомате аэропорта, так и поменять доллары в обменнике на выходе, без комиссии.

Прилетев в Найроби, который, на секундочку, находится на экваторе, мы с Владом замёрзли. Из-за того, что город находится в гористой местности, днём температура около +20, ночью около +8. И ни одного намёка на отопление в домах.
Английское колониальное наследие тут – это левостороннее движение и шиллинги. Светофоры поставить как не успели, так и до сих пор в стране ни одного нет. Движение регулируется бетонными знаками (чтобы не украли, кусок железа в хозяйстве всегда пригодится) и лежачими полицейскими.
О, здешние лежачие полицейские – это отдельное явление. Шириной в метр, высотой в полметра. И через каждый километр-два. Плюс перед каждым перекрёстком.
Так как я заранее договаривался с хозяином хостела, уважаемым Мваи, о такси/трансфере, то я и искал водителя с табличкой на выходе из аэропорта. В общем, водитель где-то там и был, но «выход из аэропорта» по его мнению – это метров 100 от дверей куда-то в темноту и вбок.
О-к, нашлись, потрясли клешнями, обменялись дежурным «How are you». Погнали.
ПОГНАЛИ. Невзирая на ограничения скорости по знакам в 20 км, водитель гнал сильно за сотню. Ремешки? Пфффф. Пустое, бро. Приехав в хостел, попили чаю и легли спать под успокаивающий ̶в̶о̶й̶ ̶с̶о̶б̶а̶к̶ цырк-цырк местных насекомых.

  

Утром после местного «континентального» завтрака (состоял из гуавы, банана, вкуснейшего авокадо, блинов и ромашкового чаю) мы выехали с тем же водителем в сторону Жираф-центра. Это вроде зоопарка с жирафами и Пумбой из Короля-Льва. Жирафы практически ручные, корм (выдают пакетик на входе) берут из рук, изо рта (если отважитесь), и вообще откуда ни предложи. Наощупь жираф вроде лошадки, но более деликатный, то есть при попытке защупать-зачесать несколько смущается и отстраняется. Территория Жираф-центра всего несколько сотен квадратных метров, но это куда пускают туристов. Сюда входит невысокий заборчик, через который прямо в туриста свешиваются несытые жирафы, двухэтажный домик с галереей наверху (основная кормёжка и основные огненные фотки – там, ибо по длине шеи жирафу как раз удобно «общаться»), и хозпостроек.

    

А уже после кормления, ощупывания и начёсывания жирафов мы выехали в сторону Национального парка Найроби (находится в 10км от аэропорта). Он делится на две неравных части: первая — бóльшая, а-ля сафари, только на машине. Вторая – меньшая по площади, но не по интересности, типа зоопарка, но на воздушных дорогах, приподнятых метров на пять над землёй. Гулять по нему стоит не меньше двух часов.

Часть 3. Остров красной земли

Раздел 8. Антананари́ву (Тáна)

Аэропорт Таны маленький, сравним со старым Стригинским (Нижний Новгород), или Пашковским (Краснодар). Присутствует обмен валюты (круглосуточно). Валюта Мадагаскара – ариáри, буквально «серебряный доллар». Курс – около 3500 ариари за 1 $.

Контроль осуществляется в четыре этапа и четыре разных стоечки:
— сначала тётенька меряет лазерным термометром у тебя в ухе температуру
— потом ты показываешь сертификат о прививке от жёлтой лихорадки и берёшь талончик на оплату визы
— потом оплачиваешь визу
— потом отдаёшь паспорт и забираешь его уже с визой. Визу печатают при тебе на самоклеющейся бумаге.

Превратив 1000 $ в две огромных пачки местных денег, мы с Владом отправились на поиски окошка прокатной конторы. Но после получасовых безуспешных поисков оного мы перенесли поиски на улицу.
Видимо, это в крови у африканских водителей – прятаться в темноте, и кто я такой, чтобы с ними соревноваться – у них, безусловно, получается лучше. В общем, по прошествии десятиминутных криков «вэр из май кар, дюдс?!?» к нам сбежалось несколько глаз и белоснежных улыбок – так это выглядело в знойной мадагаскарской ночи. Хотя про знойную я преувеличил — так как в этом полушарии август = зима, то днём в Тане +22, ночью +10.
Наконец-то найденный драйвер подвёл нас к нему. Помните, я говорил про класс машины типа Land Cruser? Так вот, машиной этой оказался старый и весьма убитый Nissan Patrol. Что мы узнали на практике о нём позже:
— половина электрики в нём не работала
— дальний свет включался хитрым движением пальцев водителя где-то под торпедой, чуть ли не скручиванием двух проводков
— если из трёх ремней ГРМ один вынуть из движка, машина едет получше
— стартуем со второй скорости, на пятой едем 50 км/ч
— расход бензина не поддаётся воображению

О-к, приехали в хостел. Ах да. Пробки. Не, не так. ПРОБКИ. Больше, круче и дымнее московских. Так как колониальная зависимость от французов закончилась 1960 году, больше половины местного автопарка – это старые французские машины. Старые, очень старые и реально древние – как вам, например, такси с мощностью двигателя в две лошадиных силы?

 

Итак, хостел. На удивление, за 800 рублей (на наши деньги) суммарно за трое суток, нам предоставили огромный номер с тремя кроватями, большим санузлом и т.д. Но (см выше) +10 ночью это конечно да. Три одеяла решают.
Перед сном было решено прогуляться, что и было выполнено незамедлительно. Так как местные точки опенстритфуда закрываются около восьми вечера, а время было к девяти, мы пошли в кафе «Фиш-энд-чипс», где этот самый Фиш-энд-чипс и употребили. Порции поменьше, чем в Греции и Чехии, но довольно большие.
Пиво. Пивной ассортимент Мадагаскара в основном вертится около концерна THB (Three Horse Beer). Марка THB — Лагер, тёмное, крепкое, безалкогольное, полуалкогольное (два градуса). Бутылки ёмкостью 0,68 л. Есть европейские сорта, но только в центре и в три раза дороже местного.

Утро началось ожиданием водителя, продирающегося через пробки. В первый же день я сел за руль в городе, невзирая на его крики «май кар из вери биг!». Ахаха, так-то дома у меня машина – УАЗ-Патриот. Но уже через час уступил ему руль обратно, потому что движение — а̶д̶ лютое. Ладно бы движение машин, но пешеходы… Пешеходы на Мадагаскаре – не участники дорожного движения, а помеха. Ходят вдоль, поперёк и по диагонали дорог. И по неписанным правилам дорожного движения их можно даже легонько сталкивать капотом на обочину, если уж сильно наглеют. Плюс челорикши с теми же привычками, плюс велорикши, плюс зебу́ – местный аналог коровы, с крутым горбом на холке и длинными буйволиными рогами.

План на окрестности Таны был такой:
— Queens Castle
— Royal Hill — Rova Manjakamiadana
— музей пиратов
— ну и что там красивого встретится

По пути в пробке в опенстритфуде мы купили дорогущих пончиков, аж за 3,5 рубля за штуку. Стандартный опенстритфуд – это стеклянная коробка с ассортиментом еды, и ассортимент этот часто пополам с мухами. Кофе и выпечка (даже из маниоки), как, наверное, в любой бывшей французской колонии, выше всяких похвал в любом общепите.

После кофе мы продолжили с̶т̶о̶я̶т̶ь̶ ехать в пробке. То и дело начали попадаться маршрутки, которые заслуживают отдельного описания. Маршрутки Мадагаскара выглядят как удлинённый Соболь, или микроавтобус Мерседес. Окрас — чаще всего как у нашей скорой помощи, белый с красной полосой, но за пределами больших городов совершенно любой. Вход через заднюю дверь. Скорость автобуса относительно факта посадки в него пассажиров не имеет никакого значения.
На приступочке снаружи задней двери висит кондуктор, одной рукой держится за петлю, натянутую между дверью и кузовом, а второй рукой обилечивает. Иногда кондуктора нет, но задняя дверь всё равно характерно открыта.
Номинальный объём маршрутки не имеет никакой корреляции с количеством помещаемого в неё народа.

  

В пробке, не выходя из машины, сложно не купить (очень активно тебе в окна засовывают сие):
— телефон и любые зарядники
— вешалки (плечики)
— полотенца и мочалки
— любую еду
— пластиковые стулья
— посуду
— живого щенка
— одеяла
— и даже набор торцевых ключей

А продавцы и попрошайки обращаются к тебе не «миста», а «месё», всё по тем же франкозавоевательным причинам.

До Queens Castle мы доехали, но так его и не нашли. А нашли заборчик на вершине холма с большими камнями за ним. Дорога туда ведёт каменистая, убитая в хлам и очень узкая, но виды чудесные, советую.

 

Музей пиратов – это несколько комнат на четвёртом этаже жилого дома с неприметной вывеской. Много плакатов на разных языках, настоящая пушка, и несколько стеклянных шкафов утварью, как-то: мушкетные пули, шпаги ̶К̶а̶п̶и̶т̶а̶н̶а̶ ̶Д̶ж̶е̶к̶а̶ ̶В̶о̶р̶о̶б̶ь̶я̶, ̶к̶о̶м̶п̶а̶с̶ ̶н̶е̶ ̶у̶к̶а̶з̶ы̶в̶а̶ю̶щ̶и̶й̶ ̶н̶а̶ ̶с̶е̶в̶е̶р̶ , украшения, навигационные инструменты, и прочее в таком духе. Стоит того, чтобы сходить.
После музея мы отправились обедать. И тут мы впервые попробовали стейк из зебу (см описание кто это, выше). На вкус… как бы вам объяснить, по сравнению с говяжьим – как домашняя курица по сравнению с птицефабричной. Более мясной, что ли. Но, скажем так, на любителя. Нелюбители говядины проходят мимо.

Отобедав, мы поехали к главной достопримечательности Таны – бывшему королевскому дворцу Rova Manjakamiadana. Судьба у него грустная, он последний раз сгорел в пепел в 1995 и после частичного восстановления не используется. Вход на каждого стоит три доллара, а ещё за пять смотрители с удовольствием продадут вам свежеотломанный кусочек этого самого дворца. Не проверял, но, вероятно, за десятку вам дадут и ломик, и фонариком сами посветят.
Виды от дворца – обалденные, закладывайте минимум час на посещение.

    

А между тем смеркалось, и мы поехали дрожать под одеялами в знойной африканской ночи.

Раздел 9. Кирпичи

Рано утром стартовали в первый из двух промежуточных перед океаном пунктов назначения – Анцирабе. Стартовали рано, но из Таны выбраться удалось только к обеду – многокилометровые пробки, окутанные сизым дымом из престарелых механизмов, так сразу не готовы были нас отпустить.
Тут, наверное, самое время рассказать, чем живёт и зарабатывает основная масса мальгашей (население Мадагаскара). Это изготовление и продажа саманных кирпичей. Ну то есть, конечно, присутствует и рынок услуг, и сельское хозяйство, и общепит, и одёжные мануфактурки, но кирпичи – основная статья дохода. Делают и продают их решительно все и решительно везде, зачастую на соседней террасе около рисовой. По этапам:
— выкопать глину
— замешать её с соломой
— нарезать формочкой кирпичи
— подсушить
— сложить в подобие дырчатого домика
— развести под ним огонь и обжечь
— profit!

И как раз из-за того, что процесс этот требует большого количества угля, мальгаши и перевели большую часть эндемичных лесов на острове на уголёк – порядка 75% на данный момент.
Глиной, кирпичами разной степени готовности и дырчатыми домиками мадагаскарские дороги украшены довольно часто – максимальный промежуток между ними, может, километров 15-20 (в западной части острова пореже).

Раздел 9.1 Закаты

  

Раздел 10. Дороги

Французы в бытность свою колониальными агрессорами делали здесь замечательные дороги – некоторые (больше половины) убить не получается и по сей день. В большинстве своём они двухполосные с прерывистой разметкой (где есть разметка) посередине, но полосы более узкие, чем привык европейский водитель.
Джип с фурой расходятся – но правые колёса по самому краю, между зеркалами порядка 3-5 см. Остальные дороги — это убитый асфальт и грунтовка. К аллее баобабов, например, ведёт просто люто убитая грунтовка, яма ямой погоняет и на яме пляшет.

Популярное явление во всех частях острова: имитация дорожных работ. Пара человек любого возраста (но чаще дети) помахивают лопатами – просто помахивают, а не копают, перекидывают землю из ямы в яму на дороге, гоняют мух над дорогой веничком — и требуют за это денег с самым жалостливым видом и громкими криками.

«Му́ра-му́ра» на местном наречии означает «ехать медленно». И не зря это словосочетание здесь часто пишется на знаках, ой, не зря. Края дороги часто скрыты травой и эти самые края часто же обвалены или выщерблены. А раздобанные участки дороги возникают за поворотом очень неожиданно и без всяких знаков.

Азбука морзе мадагаскарских водителей:
— Бип (пешеходу): «будь внимателен, сейчас мимо пронесётся пепелац
— Бип-Бип (машине): «обгоняю»
— Бип-Биииип: «ну ты не видишь, что ли, обгоняю»
— Бип (машине): «спасибо»
— Бип-Бип, Бип: «скорее всего, не разъедемся, уступи дорогу»

Довольно активно пользуются подмигиванием, как у нас:
— левый поворотник: обгоняю
— левый поворотник у обгоняемой машины: препятствие, не обгоняй
— правый поворотник у обгоняемой машины: путь свободен
— авариечка: «спасибо» или «увидел корову/яму, щас как отторможусь, будь внимателен!»

Гаишники: как подразделение отсутствуют, на дорогах стоит та же национальная полиция. Выполняют функции разруливания пробок, соблюдения очередности проезда однополосных мостов — а загородные мосты именно что в одну нитку, без исключений. Белолицых за рулём не трогают, на ремешки и скоростной режим абсолютно пофиг.

В плане пейзажей дороги прекрасны – иногда природа просто-таки космической, нереальной чистоты оттенков.

              

По поводу соблюдения ПДД. Из замеченного мной, водителям в Найроби и Антананариву

Можно:
— превышать скорость на 100км/ч (не шучу. Просто не везде качество дорог это позволяет).
— легонько сталкивать пешеходов с дороги капотом (на небольшой скорости и в пробке)
— полностью игнорировать разметку
— парковаться на встречке
— обгонять по левой обочине (в Кении — по правой)

Нельзя:
— игнорировать свисток полицая
— парковаться под знаком «парковка _вообще_, _совсем-совсем_ запрещена»
— игнорировать правила кругового движения

Раздел 11. Анцирабе и Мияндривазо

Анцирабе – городок, в который сносят/свозят большинство добытых на острове самоцветов. В вопросах легальности этого бизнеса, я так понял, особенно не церемонятся, поэтому и туристы иногда пропадают на пути к сапфировым рудникам, и местные, и тд. Из самоцветов – и чаще всего местного серебра – делают неплохого качества поделки, и продают по очень гуманным ценам. Например, серёжки с сапфирами величиной с полторы спичечных головки, стоят около 150 рублей. Правда, качество сапфиров вовсе не то, какое было у камня в кольце Атоса.
Собственно лавочки с самоцветами находятся около здания мэрии или полиции, на большой огороженной территории. Торг строго рекомендуется.

 

В остальном это городок обычного для острова характера – две параллельных главных улицы, много рикш и велорикш, шум, красная пыль, жара, запахи, стада зебу и масса детей.

      

И в одной из местных кофеен мы с Владом съели самые большие сендвичи в жизни – реально свежайший и огромный мега-батон, разрезанный вдоль, начинённый всяким вкусным.
Дорожные знаки, как и почти везде на острове, сделаны из бетона – дабы местный народ не растащил их на хозяйственные нужды. Если знак всё же из листового железа, он в нескольких местах превентивно дырявится.
Переночевав, мы поехали дальше – в сторону Мияндривазо. В какой-то из деревень по дороге мы купили из подозрительного вида железной тележки на колёсах местное лакомство – замороженный йогурт в микровафельном стаканчике.

Про городок Мияндривазо сказать особенно нечего. Находится он у подножия холмистой местности, на плоской как стол равнине – и равнина эта тянется почти до океана. Вот здесь чувствуется Африка во всей красе. Больно кусающиеся мухи и прочая гнусь, адская жара, колючки, почти полное отсутствие деревьев, россыпи кварца и выверты красно-бурых почв, перемежающиеся маленькими мутными ручейками.

 

Раздел 12. Типовая деревня

У каждой деревни (пусть и в десять домов) есть четыре обязательных составляющих:

— жандармерия
— администрация, с флагом республики
— рынок
— место вечерних посиделок типа сельсовета на улице

Почти в каждой деревне видел стол для кикера (настольный футбол), и народ азартно в него рубится в любое время суток.

Рикши – тут совершенно не туристический вид транспорта. За всё время видел всего 3-4 факта извоза белых. Остальные возят местных — на рыночек, в магазин, на пляж и тд.
В деревнях вдоль главной дороги в основном активно торгуют древесным углём, морковкой, маниокой, помидорами, манго, картошкой, бататом, арахисом.
Маниоку выращивают и сушат повсеместно – это такое корневищное растение. После высушивания корневищ из них делают муку, а уже из муки всё то же, что можно сделать из обычной пшеничной муки.

В деревнях же выработали с сыном боевой клич: «Чёрные на Мончаге!». И да, он ни разу не расистский (см.ниже). Сей клич неизменно вызывает у нас улыбку, особенно будучи произнесённым в деревнях, в местах скоплений здешних сплошь небелых лиц.
Что нужно пояснить: есть такой город, Нижний Новгород. В нём есть Автозаводский район. В этом районе есть Мончегорский рынок. И это типа край-край города, населённый не люмпенами, но приближёнными к ним работягами, и мелкого пошиба криминальными элементами. Сейчас, правда, криминала меньше, но стереотип ох как жив — ночью лучше одному не ходить.
Так вот, встретить негра на Монча́ге (Мончегорский рынок) равносильно встрече на этой же Мончаге с единорогом. И мы себя с Владом отождествляли именно что с неграми, случайно забредшими на Мончагу.
Местные не избалованы не то что туристами – вообще белыми, поэтому пальцем на нас указывали регулярно, а уж каждая местная красотка считала своим долгом чорными очами обжечь и завлечь.

Раздел 13. Мурундава

На подъездах к Мурундаве, километров за сорок-пятьдесят, произошло почти подряд несколько событий. Для начала наша машина издала странный звук и перестала ехать.
После полутора часов водительской подкапотной возни, звонков, криков, пинков по колёсам, воздеваний очей горе и рук в стремительно темнеющее небо, водитель выдрал какой-то ремень из двигателя и мы поехали дальше.
Ага, именно так. Ремней в двигателе было три, и вроде бы все при деле и натянуты как надо, то есть лишних, на мой взгляд, там не было. Но после удаления одного мы поехали дальше как ни в чём ни бывало.
Потом был полицейский, который долго изучал документы водителя – мол хорошо ли он отдохнул перед поездкой, и тд. А после всего этого полицейский заметил у нас в машине несколько пустых пластиковых бутылок из-под воды и любезно попросил передать их ему на предмет выкидывания.
Вообще, с наступлением темноты въезды-выезды из всех деревень перекрываются шлагбаумами и людьми, чтобы ночью никто не ездил (см выше про пропадающих туристов и опасные виды бизнеса).
Кстати про опасные виды бизнеса. Ни в один момент, ни в одном городе, ни у одного туриста я не видел и не чуял ганжи. На вопрос водителю «А бывает тут она?» он ответил «фёст призон, афтер килль».

А потом мы проехали через ночной пожар. Это было красиво, но очень страшно.

Мурундава – милейший прибрежный городок, так же не избалованный туристами, как и Анцирабе, но значительно более комфортный. Есть тематические кабаки (советую зайти в ямайский), есть несколько сетевых маркетов, где-то, кажется (но не поручусь), видел вывеску KFC.
Отель я выбирал по двум критериям – поближе к воде и подешевле. Так и получилось – отель был уж настолько на воде, что ближе и желать нельзя. Уже после приезда я прочитал на букинге обзор, что раньше отель был больше. Но океан подступил ближе, и половина отеля просто обрушилась в него.
Так вот, мы жили в самой крайней к океану комнате, в недообрушенной части, на втором этаже. По стенам змеились трещины, прибой грохотал и брызги залетали прямо к нам на балкон, песок был везде… Но это был ОКЕАН!

   

Встретив рассвет, мы захватили с собой ключи от номера и воду, и почесали на пляж. Отлив обнажил широчайшую полосу довольно чистого светло-жёлтого песка – если не километр, то метров пятьсот точно. Бросив шмотки на песок, мы предались каждый своему занятию – я заплывал за двух- и трёхметровые волны подальше и валялся на воде, а Влад отважно боролся с прибоем и учился плавать.

Как водится, я не помазался кремом от солнца, и всю следующую неделю ̶о̶р̶а̶л̶ ̶о̶т̶ ̶б̶о̶л̶и̶ сожалел об этом. А через пару дней я просто снял с себя лицо a-la Николас Кейдж в фильме «Без лица».

Накупавшись и назагоравшись вдоволь, мы отдали должное вкусной еде в одном из многочисленных кафе, и побрели домой – проверять почту, листать инстаграм, ну и всякое такое. Вечером нас ждали баобабы.

Раздел 14. Баобабы

Немного предыстории. Давным-давно баобабы росли по всему острову, но их, как и остальные леса, сильно повырубили. Остались жалкие кучки в одном или двух местах на острове, и в большинстве своём изрезанные надписями («Киса и Ося тут были» ©) на высоту человеческого роста. Теперь все эти баобабы – табу для населения. Баобабы приносят плоды – похожие за замшевые дыньки, сам я их не пробовал.
К баобабам из Мурундавы мы выехали около трёх часов дня, рассчитывая успеть до фактического заката (около пяти вечера), но дорога внесла свои коррективы.
Коррективы – это мягко сказано. Я мало где видел настолько плохие дороги, как к аллее баобабов. По ощущениям, грунтовую дорогу бомбили, потом взрывали, потом бомбили то, что от неё осталось.
Но да ладно, к закату мы всё-таки успели. Против ожидания, туристов и тут было микроскопическое количество – человек, может, тридцать-сорок. Большинство китайцы. Парковка платная.
Удобная площадка для встречи заката всего одна, сидячих мест на тридцать, а удобных ракурсов для съёмки три или четыре.

        

Ещё можно сгонять за три километра от аллеи до уникальной пары баобабов, которые переплелись друг с другом – это вроде как единственный в мире такой объект. Рядом с ними продают сувенирчики из палисандрового дерева. Древесина же самого баобаба лёгкая и непрочная, из неё сувениров не делают. Ну и табу ещё.

Раздел 14. Хамелеоны

Парк с лемурами находится почти на другой стороне острова, поэтому мы сначала целый день ехали из Мурундавы до Анцирабе, а потом целый день ехали от Анцирабе через Тану в Андазибе. По пути случилось несколько событий, как-то:
— сломанный мост (ждали около получаса ремонтную бригаду)
— покупка двух аутентичных барабанов (на мальгашском «барабан» — «Апу́нга»)
— увидели большую стирку, а в частности – традиционный способ сушки одежды. Её просто раскладывают на берегах реки, и она довольно быстро сохнет под местным солнцем.

 

А на пути к лемурам мы заехали в Exotic Park – полюбоваться на хамелеонов.
Exotic Park – довольно большая территория с сетчатыми павильонами, с разнообразной растительностью внутри и собственно хамелеонами разных сортов, видов, вида и красочности. Рекомендую провести здесь хотя бы полтора часа.
Гид будет водить вас от павльона к павильону, рассказывать что-то на псевдоанглийском (или псевдофранцузском) языке и бесцеремонно хватать зверушек с веток, сажая их на вас.
Расцветки, конечно, поражают воображение – настолько чистых оттенков в живой природе я не видел до сих пор никогда.
Также есть очень красочные – и видимо ядовитые – тропические лягушки, змеи и огромные насекомые (палочники).

         

Раздел 15. Национальный парк Андазибе-Мантадиа

Национальный парк Андазибе-Мантадиа – один из немногих сохранившихся на острове эндемичных дождевых лесов с разной живностью. Там, в частности, проживает лемур «И́ндри» – самый большой лемур. Но встретимся мы с ним потом, а пока мы поехали на территорию Парка Лемуров, это часть парка Андазибе.
Билет в Парк Лемуров двойной – и включает в себя посещение парка крокодилов, птиц и змей, и одного большого острова.

   

Сам же Парк Лемуров – это пять больших островов, лемуры живут на трёх из них. На большом острове живут чёрно-белые лемуры, бурые и банановые. Они почти ручные, могут сидеть на плечах и голове, если заманить их бананом — но тискать их как кошек нельзя, они аккуратно и даже вежливо прикусывают тебе палец.

      

Экскурсия по остальным островам продаётся отдельно (что имхо нелогично, так как надо возвращаться метров на пятьсот покупать второй билет). Второй остров – это обезьяноподобные лемуры и чёрно-оранжевые.

 
А вот на самом дальнем острове живёт ОН — Король Джулиан. Очень дружелюбный, очень резвый, но ещё менее доступен для тисканья. Он издаёт звук «у!» этак нежно-нежно. Другие лемуры чаще всего хрюкают или посвистывают.

    

На следующее утро мы направили свои стопы в сторону большого парка на экскурсию. Можно выбрать экскурсию на 1-2 часа, на 4 часа или на весь день – лес очень большой. И это реально дождевой лес – в любое время года здесь влажно, и температура стабильно около 23 градусов.
Мы выбрали четырёхчасовую и не пожалели – в самый раз по времени и энергозатратам.
Водятся в этом лесу ночные маленькие лемуры (мы их не видели), микроскопические лягушки, совы, разные птицы, и главный лемур всея острова – лемур «И́ндри». Говорят, в этих лемуров перерождаются истинные праведники.
Индри живёт высоко на деревьях и очень активен в дневное время суток. Гиды как правило знают, где у него основные точки встреч с другими лемурами, и водит к этим местам. Общаются индри резкими, протяжными – и довольно неприятными голосами.

         

Ещё из мальгашского языка за всё время путешествия удалось выучить следующие слова:
Миша́уч – спасибо.
Ца́ра, бе! — очень хорошо.

Часть 4. Обратный путь

Раздел 16. Тана + Найроби + Доха

Не очень большой раздел сам по себе, событий было немного. Но например:
— на контроле в аэропорту Таны отобрали пасту чили в девяностограммовых баночках, каковой объём вроде как в ручную кладь проносить можно. На вопрос «̶к̶а̶к̶о̶г̶о̶ почему?» таможенники любезно сообщили, что здешняя паста чили приравнена к биологическому оружию, поэтому на борт её можно проносить исключительно в багаже, но не в ручной клади.

  

— рестораны «Макдональдс» на Мадагаскаре отсутствуют как класс, поэтому было огромной проблемой найти сувенир для знакомой в виде пакетика сахара. Практически нигде тут не подают к чаю/кофе сахар в пакетиках, а есть он тут только в виде сахарницы или просто кубиков на блюдце.
— в аэропорту Найроби обменные пункты наотрез отказались менять больше двух долларов на местные монетки. Монетки уже я собираю в качестве сувенира. Пришлось обойти три обменника.
— Убер в Дохе присутствует, но при попытке вызвать машину почему-то сообщил, что «В вашем регионе не работаем». Пришлось качать приложение местного агрегатора. Английский интерфейс присутствует, стоимость – в полтора раза выше московской. Прогулку по ночной Дохе очень рекомендую, если, конечно, вам нравится гулять при температуре +40 и влажности 97%. Есть круглосуточные магазины с золотом и бриллиантами (ну а вдруг?). Алкоголя в продаже я не увидел вообще.

  

Еда

                       

Бюджет:

А тут для удобства — табличка в Excel с расчётами

110к рур билеты
74$ визы на двоих

Бенз
285000 ар.
241000 ар.
260000 ар.
240000 ар.

Фиш-энд-чипс, чикен-энд-чипс, пиво и сок 21500 ар.
Хостел 2 ночи Тана 16€
Пончики 4 шт 12 руб (600 ар.)
Билеты в музей пиратов 14000 ар. на двоих
Минералка 1500 ар.
Два кофе и два пончика 700 ар.
Два стейка из зебу, рюмка клубничной настойки, сок и пиво 44500 ар.
Билеты во дворец 20000 ар. на двоих
Туалет во дворце 200 ар.
Чикен-ролл 2 порции, два сока и пиво 22800 ар.
Лимонад, местные фирменные печеньки, арахис 7500 ар.
Чашка кофе и три сырника 1000 ар.
(Зебу, креветки, курица: гриль), рыба с рисом, два сока, пиво и плюшка 51000 ар.
Большая пицца, молочный коктейль, Кока-Кола 24000 ар.
Минералка 690 ар.
Рикша 2 раза по 5000 ар.
Два стейка из зебу (по 15000 ар.), картофель-фри, лимонад и пиво 38000 ар.
Вода 1.5л 2000 ар.
Две огромных карбонары, два свежевыжатых сока, пиво и 50гр. рома 67000 ар.
Две порции шашлыка из зебу, картошка фри, три сока, коктейль и пиво 35000 ар.
Омлет, 4 больших тоста с сыром и зеленью, пиво, два сока и коктейль 51000 ар.
Парковка на аллее баобабов 2000 ар.
Парковка около двойного баобаба 2000 ар.
Вода 1.5л 2000 ар.
Связка мини-бананов 3000 ар.
Шашлык из зебу, рис, курица-гриль, картофель фри, спрайт, лимонный ром и пиво 48000 ар.
Йогурт 2 шт 6000 ар.
Вино, маленький Pringles, мороженое, две булочки и два печенька 27800 ар.
Яблочный сок, кофе латте, два сандвича 17000 ар.
Сырные шарики 12000 ар.
Самодельный апельсиновый сироп 2500 ар.
Два билета в парк хамелеонов (детям до 12 включительно 10000 ар.) 30000 ар.
Салат с тунцом, митболы из зебу с рисом, сок и пиво 46000 ар.
Экскурсия на остров лемуров на двоих 50000 ар.
Экскурсия между островами лемуров на лодке на двоих 15000 ар.
Кило мандаринов 5000 ар.
Фанта 4000 ар.
Пиво 6000 ар.
Ростбиф из зебу, рыба под кокосовым соусом, два клубничных сока 60000 ар.
Два салата с уткой, пиво и фанта 30000 ар.
Экскурсия в парк Андазибе-Мантадиа 4часа на двоих с гидом 130000 ар.
Лазанья болоньез, лазанья рататуй, фанта и пиво 36000 ар.
Стирка мешка шмоток 64000 ар.
Два салата с уткой и ананасами, пиво и яблочная фанта 30000 ар.
Пиво 2500 ар.
Чипсы и минералка 3700 ар.
5 пачек сигарет и энергетик 21300 ар.
Открытый кебаб, картошка фри, гамбургер, сок и колба со смузи 30500 ар.
Пиво, чипсы, соус чили 2шт 16000 ар.

Пиво, фанта, гамбургер в аэропорту 7€
Два сандвича, пиво и сок 2600 к.ш.
Воппер, двойной стейкхаус, картошка фри, фанта и спрайт 86 реалов
Такси до отеля 46 реалов
Фанта, мороженое, пиво, сок личи 9 реалов

Прочее
Два барабана 50000 ар.

Катар
Экскурсия 150 реалов на двоих
Еда в аэропорту 70 реалов

Кения
80$ транзитные визы на двоих
Такси до хостела 30 км 28$
Жираф-центр 2250 к.ш. на двоих
Сафари-нацпарк 37$ на двоих
Такси хостел / жираф-центр / нацпарк / аэропорт 40€
Два сандвича, пиво и сок 2150 к.ш.

Как сэкономить на бронировании жилья на Мадагаскаре?

В первую очередь всегда проверяйте цены на метапоисковике RoomGuru. Он ищет отели по всем известным сайтам бронирования жилья: Booking, Ostrovok, Agoda и др…

И не забывайте про Airbnb, на котором можно забронировать апартаменты по всему миру. При регистрации по этой ссылке вы получите скидку 2100 руб на первое бронировани (стоимость брони должна быть выше 4500 руб).

Где купить туристическую страховку? На агрегаторе Cherehapa. Много страховых кампаний, сравнивайте и выбирайте лучшую цену.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Оценок: 2, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте нас в соц.сетях

Разработка и дизайн сайта ITmaestro

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: